31 июля 2015 года общественность в лице Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) обратилась с письмом № ВТ20/2-02А/206 в Правительство Российской Федерации (Приложение 1). В письме констатируется факт ошибочной классификации налоговыми органами России агентств воздушного транспорта как платёжных агентов.
По поручению заместителя Председателя Правительства РФ А.В.Дворковича в Министерстве финансов России 02 октября 2015 года проведено совещание под председательством директора Департамента финансовой политики Минфина РФ С.В.Барсукова. В совещании приняли участие: от ФНС России – начальник Контрольного управления Чаликов М.В., от Минтранса России – директор Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Галимов Н.А., от АЭВТ – Вице –президент Романюк Е.Е., от ААВТ – генеральный директор Демиденко С.П. и другие уполномоченные лица.
Совещание установило следующее:
- Классификация налогоплательщиков, принимающих платежи физических лиц в наличной форме в пользу третьих лиц осуществляется налоговыми органами не по совокупности признаков, закреплённых их уставом и ОКВЭДами (Отраслевыми классификаторами видов экономической деятельности), а по одному признаку, поименованному в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее по тексту – «Закон») – факту приёма от физического лица наличных денег в пользу третьих лиц.
- Деятельность уполномоченных агентов авиаперевозчиков регламентируется воздушным законодательством РФ, в первую очередь, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Эта деятельность имеет многофункциональный характер и выходит за рамки функций, регламентируемых Законом.
- Существенным отличием, упущенным при ошибочной классификации в виде платёжного агента, является момент возникновения обязательства по уплате: платёжный агент принимает наличные деньги за уже оказанные услуги, тогда как пассажир в момент обращения к уполномоченному агенту авиаперевозчика ещё не имеет денежных обязательств перед ним. Отношения, связанные с приемом уполномоченным агентом перевозчика денежных средств от физических лиц, являются следствием выдачи физическим лицам билета и багажной квитанции на специальных бланках, которыми в силу статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации удостоверяется заключение договора перевозки пассажира.
Совещание приняло во внимание последнюю судебную практику по данному вопросу, в первую очередь Постановление Верховного суда РФ от 16 июля 2015 г. N 307-АД15-504.
По итогам совещания исполнительными органами государственной власти РФ будут вынесены релевантные решения.